Да уж, А.Секацкий, это действительно Вагнер. И впечатление как от Вагнера - двойственное. С одной стороны интересно подано, кое-какие прозрения имеют место быть. С другой стороны: а достаточно ли предпосылок для далеко идущих выводов? Рассмотрим хоть это:
Томас Гоббс рассматривал состояние "войны всех против всех" как первичный бульон, в котором образуются кубики социальности.
Секрет успеха Канта отчасти объясняется новаторской формой короткого вопроса, едва ли не главным его открытием. Надо выбрать что-нибудь самое привычное и спросить: как возможно?
......
Понятно, что наш вопрос звучит "как возможна война?". Синтез войны предполагает отщепляемость составляющих из их предшествующего единства, необходимым условием, в частности, является разрушение предшествующих гармоний природы.
......
В природе агрессия подстрахована, она замкнута в круг самопогашения. Волк-самец не нанесет завершающего смертельного удара, не вопьется зубами в подставленное горло побежденного соперника, застывшего в спасительной позе подчинения. Он не сможет этого сделать, ибо определенное телодвижение соперника срабатывает как нажатая кнопка переключателя на пульте управления, находящегося за пределами каждой отдельной особи - в теле вида.
Так в качестве одного из важнейших условий возможности войны появляется то, что можно назвать разрушением тела вида. Порядок социальности легализует парадоксальное для природы состояние. Теперь уже принятие жертвенной позы не только не парализует агрессора, но наоборот, приводит к ожесточению атаки; переход к "добиванию" даже мобилизует избыточную энергию. Ярость научается не видеть смысла, не реагировать на него - становится слепой яростью. Только человеческая ярость глуха и слепа, ибо у нее предварительно обрублены "органы чувств", взорваны выносные панели сенсорного управления, отсоединены датчики.
Очень интересно и очень смело. И Кант грозно "навис", и Гоббс - "проверенный в боях и походах", и Маркс - куды-ж без него. Но давайте всё-таки разберёмся...
Ну да, волк на волка не охотится и в пищу в обычных условиях не употребляет. Хотя в капкане лапу себе отгрызть может (на что из людей мало кто способен).
Но вот факт общеизвестный: щука на щуку охотится, и окунь на окуня, да и акула иной раз не прочь. И ещё множество подобных примеров. Мне скажут: рыба существо безмозглое. Хорошо, соглашусь (хотя когда речь "о теле вида", то, на мой взгляд, интеллектуальные способности каждой отдельной особи значения не имеют). Значит нужен объект для сравнения, и есть отличный объект: лев. Во-первых, лев волку в интеллекте по меньшей мере не уступает, а во-вторых, в отличие от того же тигра, не является одиночно живущим животным. Идеальный объект.
Львы живут львиной "семьёй", которую называют "прайдом". Размеры прайдов колеблются в зависимости от продуктивности охотничьих угодий: от четырех-пяти членов до тридцати пяти и больше. Формально во главе прайда стоят (вообще-то у них некий матриархат) несколько самцов (иногда один) которые часто являются единоутробными братьями (что-то типа военного союза). Подросшие самцы из прайда изгоняются и живут в одиночестве или гуппами, покуда в силу не войдут - тогда настаёт пора захвата власти: молодые самцы нападают на самцов владеющих прайдом. Бывают неудачи, а бывает так, что хозяева прайда уступают свою роль без нанесения взаимных увечий, но бывает и так, что и нападающие и обороняющиеся от увечий погибают (лев зверь с одной стороны сильный, а с другой уязвимый - укус в позвоночник для него смертелен). Чаще же пришельцы убивают хозяев - рано или поздно оборона падёт, ибо время работает против.
Ну, как "тело вида" себя чувствует? Не поплохело? А ведь это ещё не всё, это только начало...
Как вы думаете, что первым делом учинят захватчики-победители? Они УБЬЮТ (И СОЖРУТ) ПОТОМСТВО своих предшественников - всех до единого, в живых останутся только половозрелые самки. Кстати, уничтожение чужого потомства - не так уж редко встречающееся в природе явление. А иногда и своего... Кто не знает о том, что кот может съесть народившихся котят?
Так не заблуждается ли автор в отношении универсальности "природного защитного универсального механизма"? Так ли уж он универсален? Первый же пример ставит этот тезис под сомнение.
А ведь из этого тезиса выводится определение социализации - как процесса разрушения природного. А может это как раз-таки десоциализация?
Понятно, что реликтовый ограничитель агрессии сделал бы войну невозможной, другое дело искусственные, эрзацные ограничители вроде жалости или совести. Они используются как реактивный момент для координации движения щупалец, без них текст милитаризма был бы неразборчив и примитивен.
Понятно здесь совсем другое: совесть - по мнению автора, это не нечто неотъемлемое и изначальное, а искусственно-факультативное "для красоты". Вишенка в мороженном - для придания структуры вязкой и бесформенной массе.
Отредактировано Alex II (26-08-2009 11:04:43)